Промышленные вести No 6 (89) Июнь 2011 г.
Информация
В конце апреля в Москве состоялось заседание Высшего инженерного совета России, на котором его сопредседатель, президент Российской инженерной академии Борис Гусев по итогам 2010 года назвал три проекта, имеющие значимость национальных. Первый - создание и технология производства аппаратов водо-топливной эмульсии, второй - ветроэнергетические установки и третий - поливное земледелие. Два из названных проекта были созданы на воронежском предприятии ЗАО «Инновационные системы ОКБМ» генеральным конструктором России Анатолием Бакановым. Известие о столь значимой оценке его работ стало для Анатолия Георгиевича полной неожиданностью, тем более что на Воронежской земле проекты продвигаются, мягко говоря, туго. Хотя развертывание их масштабного производства принесло бы области не только весомый экономический эффект, но существенно улучшило бы экологию.
Установка избирательного АЕ-резонанса (или гидроакустического виброактиватора) для смешивания субстанций, предложенная воронежским конструктором, является уникальной. Аналогов ей в мире нет. Создание аппаратов водо-топливной эмульсии — это прорыв, к которому ученые многих стран стремились все прошлое столетие.
Система проста в эксплуатации и может с успехом применяться на любом транспорте: автомобильном, во-дном и пр. Смешивание ингредиентов происходит непосредственно перед топливным насосом высокого давления. Водо-топливная эмульсия может использоваться в тепловых двигателях, котельных и теплообразующих агрегатах вместо обычного горючего, при этом происходит значительная экономия топлива. Согласно исследованиям ученых, на территории России в год сжигается более 200 млн тонн жидкого топлива и при этом в атмосферу выбрасывается около 30 млн тонн вредных веществ.
Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот раз-личных веществ, большинство из которых токсично. Вместе с выхлопными газами в атмосферу попадает огромное количество токсинов и канцерогенов. По данным экологов, почти 90 про-центов загрязнения воздуха в городах происходит по причине выброса в не-го выхлопов автомобильного транспорта.
Переход на новое топливо позволит ежегодно экономить свыше 20 млн тонн горючего и снижать количество токсичных веществ более чем в поло-вину, окиси азота — на 70 процентов, а угарного газа — на 30-60. Все это подтверждено многочисленными испытаниями и экспертными заключениями. Для большей убедительности аппарат водо-топливной эмульсии был установлен на обычный автобус ЛИАЗ-5256. В течение полугода за работой автобуса наблюдала независимая комиссия, которая констатировала, что реальная экономия топлива составляет 10–15 процентов и существенно снижается негативный эффект воздействия на окружающую среду.
Если оценивать качество выхлопных газов при установленном аппарате по европейской категории, то его анализ соответствует стандартам Евро-7. В настоящее время страны с развитыми экономиками используют стандарт Евро-4. Судите сами, насколько воронежская разработка опережает время. Создатели проекта пытались войти с ним в программу «Чистый город», но пока в Воронеже им это не удалось. Хотя нельзя не отметить большой вклад в продвижение проекта, который оказывали руководители городской администрации Валерий Кузнецов, Анатолий Фролов, Николай Леденев.
Зато аппаратами по созданию водо-топливной эмульсии заинтересовались в Волгограде, Краснодоне, Ростове-на-Дону и т.д. С одной из областей уже готовится к подписанию контракт на поставку 500 экземпляров аппаратов. Некоторые регионы решили, что в данном проекте есть не только экологическая привлекательность, и включили его в программы по энергосбережению. Теперь они успешно сотрудничают с ЗАО «Инновационные системы ОКБМ». Хотелось бы, чтобы это же случилось и на Родине проекта — Воронеже. И город смог бы стать пилотной площадкой для реализации проекта в масштабах страны.
Валентина Тертерян
P.S . Еще об одном проекте ЗАО «Инновационные системы ОКБМ», имеющем статус национального: создание ветровых энергетических установок, подробно будет рассказано в следующем номере. |